Яхта Ланжерон на Facebook Яхта Ланжерон на Youtube Натан Гонопольский в Twitter

Люди яхты "Ланжерон" - ВЕБ-САЙТ ЯХТЫ "ЛАНЖЕРОН"

Перейти к содержимому

Главное меню

Люди яхты "Ланжерон"

Экипаж яхты

Здесь, с особым уважением и благодарностью, я хочу рассказать о моих предшественниках, учителях, друзьях и соратниках, о тех от которых я принял командование яхтой и о тех, у которых я многому научился  и учусь.   Благодаря всем этим людям я и стал тем, кто я есть.

Моим первым капитаном был Светозар Андреевич Воскресенский. Это был удивительный человек, учитель и старший друг, на всю жизнь увлёкший меня парусами, взявший в экипаж яхты «Отрада», сделавший из меня сначала рулевого второго, а потом и рулевого первого класса и своего старшего помощника. Именно Светозар Андреевич впервые доверил мне руль, впервые самостоятельно выпустил меня в море и первый раз отпустил одного в дальний поход. Без него, его доверия мне и веры в меня,  не было бы вообще ничего. Этот человек научил меня любить паруса  и ходить под парусами. Яхта «Отрада» была крейсерской яхтой немецкой постройки, попавшей в нашу страну по контрибуции из Германии после войны. За годы своего пребывания в Союзе яхта неоднократно перестраивалась и модернизировалась, а последний раз, надёжно и основательно её перестроил именно Светозар Андреевич Воскресенский. Она была сделана по-немецки добротно, и была также по-немецки нетороплива. У яхты была вельботная корма, судя по всему, создавалась яхта, как парусный лоцманский бот и судно для обслуживания плавучих маяков. Яхта прекрасно себя вела на мелкой, битой морской волне, характерной для Балтийского моря, у неё был объёмный водоизмещающий бак и она прекрасно ходила полными и попутными курсами. Одним словом, «Отрада» была  отменным мореходом, великолепной яхтой для дальних морских  походов и учёбы. Она прощала мне многие ошибки, свойственные начинающему  яхтсмену,  и  стала одним из главных моих учителей. Но окунувшись в мир парусов,  и однажды вкусив всепоглощающее чувство борьбы на дистанции, я уже неотвратимо рвался на старты парусных гонок. Просто походов и дальних спортивных плаваний мне уже было мало.


Моей мечтой, на грани помешательства стали  великолепные яхты класса Л6, а кумирами легендарные капитаны легендарных одесских  «шестёрок» того времени. Капитан яхты «Снарк» Станислав Иванович Ямроз и капитан яхты «Алмаз» Анатолий Яковлевич Верба. Выходя в море,  я уже не видел ничего, кроме величественной картины «шестёрки» на полном ходу. И Светозар Андреевич отлично это понимал, и отпустил меня с лёгким сердцем, когда пришло время. За что ему отдельное огромное спасибо. А с  тех пор, как он ушёл в свой последний рейс, из которого уже нет возврата, я почувствовал себя особенно ответственным перед ним за все свои поступки в море и часто задаю себе один и тот же вопрос - достоин ли я его памяти и чести называть себя его учеником.  Но было это уже позже. А пока, я набирался парусного и морского опыта на «Отраде» и с замиранием сердца смотрел на «шестёрки» уходящие далеко в Крым и на Кавказ, для того, чтобы ещё и ещё раз сразиться в главной всесоюзной парусной регате  того времени – «Кубке Чёрного моря». И тогда я ещё не мог знать, что моя парусная жизнь продолжится на яхте «Ланжерон».


Первым капитаном, принявшим яхту «Ланжерон» в 1974 году и ходившем на ней до 1979 года, был яхтенный капитан Витас Петрович (Витаутас Петро)  Кисараускас. С Витасом Петровичем мы не были близко  знакомы. Тогда, в конце семидесятых,  я был начинающим яхтсменом и матросом на яхте «Отрада», а Витас Петрович  был яхтенным капитаном и общепризнанным морским волком. Всё, что я мог, это здороваться с ним на почтительном расстоянии, что я естественно и делал, всякий раз встречая его в яхт-клубе. Я даже не уверен в том, знал ли он о моём существовании. Витас Петрович родился в 1934 году, после войны обосновался в Одессе. О нём вспоминают, как о хорошем мореходе и замечательном тренере ДЮСШ по парусному спорту. В 1976 году яхта «Ланжерон» под командованием Витаса Кисараускаса заняла третье место во всесоюзных соревнованиях «Кубок Чёрного моря  - 76». Витас Петрович удачно совмещал работу в ДЮСШ и тренировочный процесс на яхте «Ланжерон». Он совершил со своими воспитанниками, тогда юными рулевыми швертботов множество дальних спортивных плаваний, о чём с благодарностью и уважением вспоминают его воспитанники, состоявшиеся сегодня яхтсмены, гонщики и яхтенные капитаны. Витас Петрович сделал много доработок, направленных на усиление элементов корпуса и вооружения яхты. Помощником капитана на яхте «Ланжерон», в тот же период  ходил молодой способный студент ОИИМФ,  Владимир Кулиниченко, сегодня известный в мире яхтсмен, носящий яхтенное имя Куля (Kuly). Крейсерская  школа, которую он прошёл в те годы на «Ланжероне», не раз впоследствии пригодилась ему при участии в регатах Уитбред и других парусных гонках мирового класса, и стала основой его спортивного и парусного мастерства.


В 1980 году Виатас Петрович уехал на Дальний восток, где продолжил свой парусный путь на Шхуне «Светлана»,  через два года к нему присоединился и Куля. Вместе они совершили множество плаваний по Тихому океану.  Позднее Витас Петрович   переехал в США. Доходили от него вести и из Новой Зеландии. Оттуда и пришла печальная весть.


В 1980 году капитаном яхты «Ланжерон» был назначен Александр Иванович Лабин, выпускник ОИИМФ, по образованию инженер-кораблестроитель. Александр Иванович командовал яхтой до 1988 года и воспитал за это время многих  яхтсменов из числа студентов ОИИМФ. Судьба нас с Александром Ивановичем впервые тесно свела в 1985 году. Тогда, в октябре у Александра Ивановича  родился сын, а в клубе, как раз в этот день, шёл подъём яхт.  Александр  попросил меня помочь,  доверив мне подъём «Ланжерона»   и радостно убежал в роддом. С этого момента наши отношения с Александром  Лабиным,  его семьёй и «Ланжероном» уже не прекращались никогда.  Александр Иванович – человек прекрасно образованный, широких взглядов, многогранный и многоплановый. Он одинаково успешно занимался научной деятельностью на кафедре Теории корабля в ОИИМФе, где и защитил кандидатскую диссертацию и производственной деятельностью в Черноморском пароходстве. Естественно, в его жизни оставалось время и место для яхтинга. В 1981 году Александр  ещё только учился на курсах яхтенных капитанов, а без диплома повести «Ланжерон» на «Кубок Чёрного  моря» было нельзя. В тот год Александр Иванович пригласил на борт «Ланжерона» выдающегося одесского яхтсмена, яхтенного капитана  Георгия Васильевича Немченко. Это год стал первым триумфальным годом  для «Ланжерона».  Яхта, в экипаж которой кроме Георгия Васильевича Немченко и Александра Ивановича Лабина входили Василий Иванович Фертюк, Виктор Исаакович Гликман и Леонид Барзман,  заняла первое место на «Кубке Чёрного моря» в группе из шестнадцати яхт класса Л6.


Александр Иванович умеет не только сам командовать яхтой и организовывать процесс её эксплуатации, но и обладает редким даром делегирования полномочий. Он не «держится за руль» в прямом и особенно переносном смысле этого слова. Александр умеет распознавать способных людей и предоставлять им все возможности для роста, что не всем дано и многого стоит. Благодаря этим качествам Александра Ивановича рядом с ним выросло и состоялось много яхтенных капитанов, одним из которых стал и я, за что я ему безмерно благодарен.  Помощником у Александра Ивановича ходил талантливый одесский гонщик Владимир Леонидович Дроздовский.  В 1986 году, когда Александр Иванович был глубоко погружён в научную работу и готовился к защите кандидатской диссертации, капитаном на «Кубок Чёрного моря» пошёл Владимир Леонидович Дроздовский, а старшим помощником на эту регату пригласили меня. Наш экипаж тогда занял второе место, а у Володи я научился бесконечно многому в гоночном плане. Собственно Владимир Дроздовский и сделал из меня гонщика. Вспоминая об этой регате и обо многом, что было позже, отдельно  мне хочется вспомнить ещё одного человека, оказавшего на меня и моё становление, как яхтсмена и гонщика, огромное влияние. Это Евгений Василиади. Джон, и просто Джоник. Бывают такие матросы, которые по своему уровню превосходят многих рулевых и  капитанов, и благодаря которым они, в конце концов, и становятся полноценными яхтенными капитанами и полноценными гонщиками. А эти матросы скромно остаются матросами. Но без них все наши амбиции и все наши победы не стоят ничего, да и попросту не возможны. Джон – один из них.


Ну, а с сезона 1987 года я, уже на постоянной основе, перешёл помощником из экипажа  «Отрады» в экипаж  «Ланжерона».  Естественно, Александр Иванович дал мне право самостоятельного выхода, чем помог осуществлению моей мечты – хождению на «шестёрке». В тот же год у меня родился сын Роман. И практически с этого времени мы и ходим  с ним вместе на «Ланжероне».


В сезонах 1989 и 1990 года  Александр Иванович много времени проводил в рейсах на судах загранплавания  ЧМП, и не мог уделять достаточно времени яхте. На эти два сезона капитаном яхты назначили Владимира Леонидовича Дроздовского, под командованием которого Ланжерон в 1990 году ещё раз стал чемпионом «Кубка Чёрного моря».


А в  1991 году я наконец прошёл полный курс подготовки, получил диплом яхтенного капитана и по рекомендации Александра Ивановича Лабина был назначен капитаном «Ланжерона». С тех пор, и по сей день мы с «Ланжероном» верны друг другу.


Последний раз мы выиграли «Кубок Чёрного моря – Кубок А. Данченко» в 1995 году. Конечно, в девяностые годы кубки были уже не те, но всё таки  
:) . Удачным после возрождения регаты «Кубок Чёрного моря» в Украине для яхты «Ланжерон» стал  сезон 2010 год. Есть у нас и этот кубок :) . Есть и другие спортивные результаты.

Но мой рассказ о моих учителях был бы не полным, если бы я не вспомнил здесь о моих помощниках и моих экипажах. И особенно первом экипаже, поверившим мне и пошедшим со мной и за мной.
Прежде всего – это Евгения Трофимова. Мой самый надёжный и преданный матрос, ставший после пяти лет совместного хождения в море Женей Гонопольской и матерью моего Романа Гонопольского. А первым моим помощником стал Валентин Сечин. Именно он поверил мне, именно он настоял на нашем первом самостоятельном походе и убедил меня в том, что мы всё сможем сами. Именно он сделал из меня капитана. В том же первом моём  экипаже был и Валерий Хитрый. Ныне капитан дальнего плавания, работающий на кабелеукладчике, выполняя ювелирную судоводительскую работу в разных уголках мирового океана. Потом мы с этим экипажем прошли ещё многие сотни и тысячи миль, побывали в Стамбуле и  Мраморном море, но первые наши самостоятельные походы навсегда останутся в моей памяти.


Ещё одним моим помощником и опорой был Андрей Филипенко. Он пришёл на Ланжерон после увода из Одессы яхты «Диана». Такое, увы,  случалось в девяностые годы. Андрюха крепкий и настоящий мужик, надёжный друг и надёжный яхтсмен. Я с благодарностью вспоминаю годы, проведенные вместе с ним на Ланжероне. Именно с ним мы выиграли последний «Кубок Чёрного моря» в 1995, с ним не раз ходили в самые сложные и длинные гонки вокруг острова Змеиный, с ним сделали очень многое по ремонту  и реконструкции яхты. Я благодарен Андрею за его выдержку, терпение и искреннюю любовь к «Ланжерону».


Потом помощником был Игорь Иващенко. С Игорем пройдены тысячи миль. Я до сих пор восхищаюсь его острым и цепким умом, его надёжностью и искренностью, спокойствием и хладнокровием в критических ситуациях. Эти его качества не раз позволяли нам выбраться из всяких передряг. На «Ланжероне» он стал яхтенным капитаном.


Хочу вспомнить ещё об одном своём помощнике-учителе. Это Алексей Самойлов многоопытный яхтсмен с которым мы тоже прошли многие сотни миль в гонках и походах. Но особенно мне запомнились наши гонки на приз «Люфтганзы». Тогда конкуренция в нашем классе была необычайно велика, и только Алексею удалось вселить в меня  веру в успех. И тогда и ещё в другие разы, когда мы занимали с ним призовые места.


Огромную помощь в сохранении и нынешней реконструкции, а по сути капитальном ремонте яхты, оказывает Тимур Анварович Коптелов, мой преемник на  «Отраде» и помощник  последние годы на  «Ланжероне». Яркая, неординарная личность, хороший яхтсмен-практик и сильный человек. Благодаря ему мы не потеряли «Ланжерон»  оставшийся  на берегу жарким  летом  2007 года, когда прежний судовладелец уже не мог обеспечить его нормальную эксплуатацию, а у меня ещё не было таких полномочий.  Тимур интересный , думающий  человек. Мой главный критик и оппонент, без которого тоже невозможно движение вперёд.


И ещё один мой помощник – Феликс Файенберг. Феликс талантливый и разносторонний человек. Легко обучающийся и прекрасно мыслящий.  Хороший гонщик, тонко чувствующий и глубоко анализирующий гоночную ситуацию. Хороший настройщик парусов, великолепный баковый и лучший «носитель» спинакера. Благодаря его участию и вкладу выиграны многие наши гонки.


Есть у «Ланжерона»  и хорошие  друзья,  ходившие на нём  и заботившиеся но нём в разные годы. Это Александр  Федорос  (в прежнее время сотрудник парусной мастерской «Акватон»,  с ним тоже пройдено много миль, порвано, пошито и опять порвано ;)  множество парусов), Сергей Баскаков, Владимир Ярёменко, Евгений Тарасов, Павел  Крымов, Виталий Романенко, Анатолий Костржицкий, Сергей Иващенко, Вадим Анисимов, Алексей Прицкер, Алексей Бушняга, Макс Шова, Константин Пятоха, Владимир Кулагин, Сергей Дубенко, Владимир Садула, Алексей Босенко, Сергей Ворова и многие, многие  другие.


И, конечно же,  мои главные помощники сегодня - это Роман Гонопольский и Алексей Костржицкий. Ребята самоотверженно сражаются за жизнь стареющего «Ланжерона» и делающие  с ним в нынешних условиях просто невероятные вещи. По ходу дела, не прерываю эксплуатацию яхты,  производятся такие работы, как замена рубки, рамных шпангоутов, палубного оборудования и многое  другое. Только благодаря Роману и Алексею «Ланжерон» до сих пор не только на плаву, но и в строю. Это, в первую очередь благодаря их усилиям, нам удалось вернуть «Ланжерон» в строй в 2008 году.


И совершенно отдельно хочу вспомнить Илью Петровича Макарова. Это был удивительный человек. Капитан крейсерской яхты Рубин, класса Л4. Илья Петрович был самородком и самоучкой, талантливым, необычайно самодостаточным  и мудрым человеком. Он присматривал со своего «Рубина» за нами и на «Отраде» и на «Ланжероне». Он был и наставником и воспитателем. Он ломал мою юношескую гордыню и ограничивал разумными рамками моё эго. У Ильи Петровича были золотые руки и высочайший интеллект. У него я научился практически всем работам по содержанию, обслуживанию и ремонту деревянной парусной яхты.  А ушёл он нелепо и очень рано. И я очень многому так и не успел у него научиться.
И о капитанах-наставниках. О людях, которых я приглашал на борт. В этом статусе со мной ходили Станислав Иванович Ямроз, Василий Иванович Фертюк, Олег Александрович Чижов и Борис Михайлович Благодыр. Это звёзды первой величины не только одесского, но и национального яхтинга. Я безмерно горд и бесконечно благодарен мастерам, которые отзывались на мои приглашения и в разные годы ходили с нами в гонки на «Ланжероне». Каждый из них принёс с собой на яхту и оставил нам частичку своего таланта и своей души. И каждый из них вложил что-то в меня, как в яхтсмена. Очень многое объяснил мне и открыл для меня в качестве берегового тренера Юрий Николаевич Казаков.


Существенную помощь в деле сохранения яхты «Ланжерон» оказала ректор ОНМУ - Ирина Владимировна Морозова.

И было ещё два человека, открывших мне путь на «Ланжерон» и поддержавших меня на этом пути. Они мне доверяли яхту и верили в меня. Это Константин Михайлович Прохорович, яхтенный капитан, заведующий кафедрой физвоспитания ООИМФА-ОГМУ и Юрий Леонидович Воробьёв, академик, ректор ОИИМФА-ОГМУ, заведующий кафедрой теории корабля, Президент Одесской Областной федерации Парусного спорта. Светлая им память.


Дорогие друзья, спасибо всем тем, кого я вспомнил, и простите меня все те, о ком я забыл.  Надеюсь, что этот сайт поможет вспомнить всех  Вас, всех тех, без кого жизнь «Ланжерона» и моя жизнь на нём была бы просто не возможна!


Искренне Ваш,
Натан Гонопольский, капитан яхты «Ланжерон».